Привлечение инвестиций в ЖКХ


Фото www.image.tsn.ua

Концепция целевой федеральной программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 гг. в» была утверждена в феврале 2010 года Правительством России. Ее целью является выделение примерно четырех триллионов рублей на дальнейшее развитие и реформирование сферы ЖКХ.

Финансирование этой программы рассчитано из целого ряда источников, основным из которых будут являться денежные средства граждан страны.

Программа реформирования ЖКХ, основные элементы:

1) осуществление капитальных ремонтов для поднятия определенного уровня внутреннего благоустройства;
2) методическое указание к координации программ муниципального характера по комплексному улучшению коммунальной инфраструктуры;
3) основную финансовую нагрузку по модернизации и развитию ЖКХ возложить на граждан.

Опираясь на цель программы реформирования, к 2020 году предполагается собственников МКД (многоквартирных домов) обеспечить коммунальными услугами нормативного качества. Цена на коммунальные услуги будет приемлемой. Таким образом, предполагается надежная работа инфраструктуры ЖКХ.

В 2011 году предполагается запуск нескольких главных проектов и разработка нормативной базы.
В 2016 году планируется значительное сокращение объема финансирования по средствам бюджетных источников. За счет банковских кредитов, которые привлекаются собственниками жилья и коммунальными установками, а также за счет привлечения частного инвестирования предполагается проводить модернизацию ЖКХ.

В состав программы ЖКХ входят две подпрограммы:

1) программа модернизации и реформирования коммунального хозяйства на 2010-2020 годы;
2) программа модернизации жилищного фонда на 2010-2020 годы.

При реализации первой подпрограммы предполагается увеличение жилой площади на человека с 19 до 30 кв. м. При ветхом и аварийном состоянии жилья для реализации этих планов потребуется ежегодный ввод в эксплуатацию 113 млн. кв. м жилья.
Собственники МКД, которые были введены в эксплуатацию до 1992 года, заручатся государственным финансированием затрат на осуществление капитального ремонта домов, у которых высокий уровень износа и низкая степень благоустройства.

По статистическим сведениям, более чем 90 проц. организаций ЖКХ – это муниципальные унитарные и государственные унитарные предприятия. Их имущество располагается на праве хозяйственного ведения, а такая форма годится для получения непосредственных дотаций, но никак не для привлечения инвесторов. Поэтому предприятия ЖКХ необходимо акционировать, другими словами, продавать частным инвесторам.

Из этого можно сделать вывод, что государство больше не желает раздавать предприятиям ЖКХ дотации, а желает завлечь инвесторов. Пока неизвестно, есть у инвесторов на этот счет планы или нет. Планы появятся, если им это будет выгодно.
Если инвестиции, как этого хочет государство, не потекут от инвесторов, то что делать ЖКХ? Выход будет один - повышение тарифов.

Эксплуатационные затраты предприятий ЖКХ в три-четыре раза больше, чем в Европе. Каждый год тарифы в стране возрастают на 15-20 проц., при этом качество услуг заметно падает. Цель разработчиков программы реформирования ЖКХ - за 10 лет достичь европейского качества воды, переработки отходов, температурного режима в домах и т.д.

Частный капитал государство будет привлекать в первую очередь на канализацию и водоснабжение, для чего будет принят отдельный закон. Этот закон разрешит заключать долгосрочные инвестиционные контракты с муниципальными властями и за счет усовершенствования труб экономить на операционных издержках.